+7 916 330-40-22

1openheart@mail.ru

Эффективное общение

Эффективное общение

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как часто после общения с людьми Вы чувствуете себя «обесточенным», усталым? Что это значит? Это значит, что Ваше общение было неэффективным!

Любое общение может быть как эффективным, так и не эффективным. Эффективное общение вызывает чувство удовлетворения, повышает жизненный тонус, раскрывает наш внутренний потенциал, способствует укреплению здоровья. Неэффективное общение наоборот, отнимает жизненные силы, забирает время впустую, ограничивает наши возможности и наш личностный рост, приводит к  потери здоровья. Вот почему так важно любой акт общения оценивать для себя как эффективный или неэффективный.

Итак, каковы же основные показатели эффективного общения?

Эффективное общение ориентировано на цель. Цели взаимодействующих между собой субъектов должны совпадать или быть комплементарными. Каждый раз, вступая в коммуникацию, желательно осознавать ее цель для себя и возможную цель людей, с кем вы общаетесь. Например, у вас может быть цель получить психологическую поддержку от человека, рассказав о своих проблемах и затруднениях. Тогда у этого человека должна быть готовность дать эту поддержку, для этого он должен иметь время и психологический ресурс, чтобы вас выслушать, попытаться понять, соразделить вашу проблему на уровне сознания. Тогда ваши с ним цели комплементарны. Если же в это время сам этот человек нуждается в психологической поддержке, то ваши цели не будут комплементарны, а общение – эффективным. Такое общение закончится разочарованием, возможно чувством боли, что «Вас не захотели понять» и т. п. На самом же деле ваши цели не совпали.

 Люди могут быть объединены одной целью, например отдохнуть и развлечься, а в процессе работы может быть общая цель достижения определенного результата. Тогда такое общение тоже будет эффективным.

Для того чтобы соблюдать это первое правило эффективного общения необходимо сканировать свое собственное состояние и состояние собеседника, то есть владеть рефлексией и саморефлексией. Саморефлексия – это внутреннее внимание, умение осознавать свои чувства, мысли, свое состояние в каждый текущий момент времени. Рефлексия в самом упрощенном виде – это умение соотносить себя, свои мысли и чувства с окружающим.

Эффективное общение предполагает проявление уважения к собеседнику. В эффективном общении мы исходим из позиции «никто не выше, никто не ниже, а каждый несравненно уникален». В эффективном общении не ставится вопрос: «за что мне уважать или не уважать данного человека?» В эффективном общении мы изначально исходим из принятой аксиомы, что каждый человек заслуживает уважения фактом своего существования, и мы отдаем ему должное. Эта позиция распространяется без исключения на всех людей, независимо от социального статуса или возраста.

Эффективное общение конгруэнтно эмоциям. Это означает, что ваше эмоциональное состояние видно собеседнику. Во многих изданиях вы можете найти противоположное утверждение, что эмоции следует скрывать и всегда быть «в форме». Но это просто нереально. Даже если вы будете «делать хорошую мину при плохой игре», это очевидно для внимательного собеседника и вносит в общение деструктивность. Наше эмоциональное состояние – это то, что несет энергетический заряд определенного качества и бессознательно прочитывается людьми.

 Если ваш эмоциональный фон не связан с собеседником, следует ему сразу сказать об этом. Например, «я только что получила информацию, которая расстроила меня, но я постараюсь собраться и быть внимательной в общении с вами». По моему опыту подобные заявления имеют несколько преимуществ. Во-первых, вы сами в значительной степени освобождаетесь от тех чувств, которые принесли из другой ситуации. Во-вторых, это расслабляет собеседника, сближает вас. Человек понимает, что, допустим, ваша подавленность не связана с ним, не испытывает вины и ему нет необходимости про себя интерпретировать, «почему с вами что-то не то».

Если ваш эмоциональный фон связан с собеседником, с тем, что он делает или говорит, то это тоже должно быть озвучено посредством «я - сообщения», специальной методики, о которой подробно речь пойдет несколько позже. Здесь же приведем лишь несколько примеров. «Когда вы так говорите, я начинаю испытывать тревогу», «Я поняла вашу мысль, но она не близка мне. Я не могу с вами согласиться», «Меня возмущает, что ты так цинично рассуждаешь на эту тему» и т. д. Слова, выражающие чувства, вы подбираете в зависимости от собеседника. С кем-то вы можете быть более эмоциональны, открыты и непосредственны, с кем-то менее. Но эмоции в общении не должны скрываться или заменяться на противоположные.

Эффективное общение ясно (без намеков, срытого смысла, двусмысленности, психологических игр).

Нет таких сложных вещей, которые невозможно изложить простым языком. В эффективном общении мы всегда ориентируемся на язык, доступный собеседнику. Говорим конкретно только то, что реально хотим сказать. «Туманное общение», общение с намеками, с психологическими играми иногда может доставлять удовольствие собеседникам или одному из них. Но такое общение не является эффективным, поскольку в результате такого общения кто-то из взаимодействующих все-таки остается в проигрыше, теряет жизненную энергию. Неясное общение часто свидетельствует о том, что сам человек не знает, чего хочет, или он манипулирует другим человеком.

Эффективное общение допускает обратную связь. При эффективном общении мы всегда открыты и готовы выслушать другого человек, принять его чувства, в том числе его несогласие, недовольство, точку зрения, которая отличается от нашей точки зрения. Если мы видим, что человек по-другому мыслит или чувствует, то это лишь свидетельствует об уникальности каждого из нас. Не понимая чувства другого человека или не соглашаясь с его мнением, нам не следует отрицать его личность целиком как таковую, как это, к сожалению, часто встречается. Неэффективно общающиеся люди часто мыслят в парадигме: «Кто не снами, тот против нас» или «Есть два мнения: мое и неправильное». Человеку, желающему научиться общаться эффективно, следует научиться отслеживать подобные установки и спокойно, со вниманием относиться к другому мнению, другой жизненной позиции. Так мы формируем у себя толерантное сознание.

В эффективном общении мы ищем взаимопонимания, а не только личную выгоду или удовольствие. В науке «конфликтология» есть такая стратегия поведения в конфликте как сотрудничество. Она предполагает разрешение конфликта с выгодой для обоих членов взаимодействия. При эффективном общении результатом тоже становится взаимный личностный рост обоих партнеров и взаимовыгодные разрешения ситуаций.

Подытожим.

Вот простые правила, которые могут помочь каждому эффективно общаться:

1. Помни о цели общения, не «сползай» к пустым, бессодержательным  разговорам и спорам.

2. Уважай каждого человека, с которым общаешься, без различия возраста, статуса, национальности, личностных и религиозных  предпочтений,  родственной близости.

3. Не изображай, чего не чувствуешь. Будь искренним и находись  в контакте со своими эмоциями и переживаниями.

4. Выражай свою мысль  ясно, чтобы собеседник понимал, чего ты от него ждешь.

5. Будь готов выслушивать собеседника, независимо от того, нравится  тебе  или нет  то, что он тебе говорит в ответ.

6. Старайся, чтобы общение было взаимовыгодным и радостным!

 к.п.н., доцент, психолог Башмакова Елена Анатольевна

клинический психолог Ингуран Ольга Викторовна